Океанические игры

18.03.2020

Председатель Президиума РАМС Сергей Калашников дал интервью новостному порталу «Регионы России» о проведении Россией Всемирных Океанических Игр, проекта РАМС

− Сергей Вячеславович, вы были организатором круглого стола в Госдуме, посвященного возможности проведения Россией Международных Океанических Игр. Тема сейчас вызывает дискуссии, высказываются самые разные мнения, в том числе, что это для тропических стран. Насколько этот проект нужен России?

− Наша страна и весь остальной мир вступают в эпоху с совершенно новым состоянием научно-технического прогресса. Он определяется 4-й научно-технической революцией и 6-м технологическим укладом. Чтобы нам не отстать от всего мира, нам надо быть конкурентоспособными. При этом конкуренция проходит по линии − кто наиболее чувствителен к быстрым и прорывным технологическим изменениям не только в экономике и промышленности, но и в социальной сфере. Для того чтобы на эти изменения реагировать первыми, или хотя бы в числе первых, необходимо создавать соответствующую экономику и проводить соответствующую политику.

Что касается спорта, то это не только огромный социокультурный сектор, но и отдельная экономическая ниша. Если мы встроемся в современные тренды, страна станет более развитой и конкурентной со многих точек зрения. Вот совершенно практический пример: мы до сих пор находимся под впечатлением от  прошедшего у нас чемпионата мира по футболу. Безусловно, это было знаковое спортивное и общественное событие, доставившее удовольствие сотням миллионов болельщиков. Но экономика чемпионата оказалась чрезвычайно затратной – в российских городах были построены грандиозные стадионы! Вопрос − что с ними делать после чемпионата − встал еще на стадии их возведения.  Ответ короток: к сожалению, сейчас с ними делать нечего. Они не заполняются, не окупаются, у них колоссальные эксплуатационные расходы. Эти расходы легли на субъекты Федерации, не все из которых богаты. Переоборудовать их во что-то еще невозможно. Фактически – это омертвление капитала. А почему так произошло? Объяснение простое − современная доступность информации за счет телевидения, интернета позволяет человеку, сидя дома, наблюдать любые события на планете, в том числе события из мира спорта. Присутствовать на стадионах вовсе необязательно.  

Еще один интересный пример: чемпионат мира по баскетболу посмотрели около трех миллионов человек. А чемпионат по хай-дайвингу − прыжкам в воду со скалы − 8 миллионов! Вроде у баскетбола с его историей много поклонников… Но он проигрывает! О чем это говорит? О том, что сейчас практически каждый день возникает новый вид  спортивных увлечений. Причем в формате экзотического и экстремального спорта. И это рождается не на пустом месте. В современном мире, помимо традиционных видов спорта, есть запрос на личностный спортивный экстрим. Наша жизнь в безопасном обществе заставляет искать адреналин в такого рода состязаниях и достижениях. Поэтому мы и видим сумасшедшие результаты, трюки, которые вызывают зрительный ажиотаж. 

Есть еще один важный момент, который мы должны хорошо осознавать. То, что раньше нельзя было транслировать массовому зрителю в силу технических причин, сейчас делать можно. Техника и технологии позволяют дать хорошую картинку над водой, под водой, высоко в небе, с детальной раскадровкой в замедленном или ускоренном темпе и прочими медийными технологиями. Например, на фоне скорости происходящих событий показать красоту человеческой реакции, дать крупный план какого-то динамичного мгновения. Таким образом, в спорте и формате его подаче зрителю формируются фундаментальные перемены. 

− Как вообще появилась идея Океанических игр?

− С идеей Океанических игр вышел Александр Трухачев − известный даже на международном уровне рыбак. Какие у него есть потрясающие трофеи! Он предложил провести соревнования по водным видам спорта, показав их обычному зрителю по современным каналам информации. В стиле − “стадион на диване”. Идея захватила очень многих. Тем более Россия − большая морская держава. У нас немало видов спорта как для холодных, так и для теплых вод. И проводя соревнования в прилегающих регионах, мы будем давать стимул для их развития. 

Проект вызвал и большой международный интерес: большинство стран Карибского бассейна, Южной Америки, Индийского океана восприняли его с огромным энтузиазмом по одной простой причине – подобные состязания − это возможность продлить “высокий сезон” в туриндустрии, привлекая новых туристов и спортсменов. 

− Уже есть что-то конкретное на тему проведения Игр, или это перспектива не сегодняшнего дня?

− Сейчас группа энтузиастов ведет переговоры с представителями ряда стран Южного полушария о готовности принять первые Международные Океанические Игры, которые пройдут уже в начале ноября этого года. Смотрите, в чем интерес страны проведения. Игры стартуют в межсезонье − между высоким и низким сезоном. Чтобы, с одной стороны, захватить хорошую погоду, а с другой − продлить высокий сезон. Эти страны, как правило, небогатые, их благополучие во многом связано с туризмом. Игры же − это привлечение новых клиентов, загрузка отелей, общепита, продажа сувениров и всего сопутствующего. 

   Хочу обратить внимание на еще одну очень важную деталь. Если  Олимпийские игры − крайне затратное мероприятие, то Океанические игры не потребуют серьезных вложений. Инфраструктура уже присутствует: море, пляжи, скалы, гостиницы, кафе, рестораны, индустрия развлечений и т.д. Организация этих Игр не предполагает строительства стадионов, других спортивных объектов, олимпийских деревень.  Очевидно, что Океанические игры рождают спортивную экономику нового типа. Причем не расходную, а доходную экономику. Поэтому сразу возникает конкуренция – уже целый ряд стран предлагает себя в качестве столицы первых Игр. И уже даже есть элементы лоббизма с их стороны.

− Давайте поговорим о зрелищности. Чем хотите завлечь зрителя на этот “стадион на диване”?

− Про технику показа я уже говорил. На сегодня нами определены 25 видов водного и пляжного спорта, и все они зрелищные. Это и аквабайк, и серфинг, и виндсерфинг, и дайвинг, и хай-дайвинг и т.д. Но 25 − это не предел, в дальнейшем их будет больше. Дело за технологиями съемки и доставки этого зрелищного контента зрителю. С этим проблем не будет.

− Какие сейчас критерии отбора на состязания?

− Отвечу так. В мире сложились определенные формальные и неформальные сообщества, которые занимаются этими видами спорта. С ними установлены контакты, они входят в Оргкомитет по проведению Первых Международных Океанических Игр. У этих сообществ имеются свои критерии участия, и отбор идет через них. 

− Оргкомитет расположен в Москве?

− Разумеется. Это наша отечественная идея, и мы продвигаем ее как вклад России в международное развитие спорта на основе современных технических достижений. Нам помогают и энтузиасты, и спортивные функционеры. 

− А реально провести такие Игры без господдержки?

− Вполне реально, и мы это делаем. Сейчас несколько команд как раз работают над этим. У них разный функционал, но общая координация. Мы этот проект рассматриваем как стартап даже не столько на новых технологиях, сколько на новых организационных экономических принципах и процессах. В настоящее время проводится краудсорсинг для сбора средств этому проекту. Другой важный момент − создана платформа для общения участников проекта между собой и для связи с международными организациями. Это своего рода закрытая сеть для координации действий, обмена идеями и решения оргвопросов. 

Хочу обратить внимание, что основным организатором Игр является Российская Ассоциация международного сотрудничества (РАМС). Это тот самый РАМС, который является правопреемником Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД) и Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС). В составе Ассоциации − общества дружбы России и зарубежных стран. Это не госструктура, а общественная организация. Мы не отказались бы от господдержки, возможно, она когда-нибудь и будет, но сейчас делаем упор на сетевую самоорганизацию.

− Над какими еще вопросами или проблемами работает Оргкомитет?

− Как говорил один наш известный классик: ” Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами”. Идею с Играми подхватили многие энтузиасты, причем не только в России. Благодаря Оргкомитету установились тесные связи с международными спортивными сообществами. Нашлись люди, которые оказывают спонсорскую помощь. Значительную роль в продвижении Игр играют знаменитые бывшие спортсмены. Эти люди, ранее работавшие в абсолютно забюрократизированной олимпийской системе, увидели в наших Играх возможность продлить свою организационно-спортивную жизнь. И их помощь неоценима. Кроме того, в соцсетях, включая иностранные, идею Игр продвигают блогеры. 

− Если говорить о приоритетах, какое направление работы для Оргкомитета сейчас наиболее актуально?

− Весьма важным в данный момент является разработка регламентов и правил проведения состязаний по каждому виду спорта. Эти виды, как правило, неформальные, и они не стандартизованы с точки зрения судейства и регламентов проведения. То есть необходимо вычленить их наиболее системные и важные характеристики, все проанализировать и провести унификацию. Для этого нужны профессионалы, которые знают, как это делается в большом спорте. Но даже если до начала ноября все регламенты разработать не удастся, решено использоваться так называемые “мягкие” (временные) регламенты, чтобы провести намеченные Игры. В процессе же состязаний регламенты будут уточняться, шлифоваться. По каждому виду спорта появятся свои регламентные группы.  

− Что конкретно даст российскому спорту проведение Игр? С учетом провокационных допинговых скандалов…

− Безусловно, улучшение имиджа и авторитета. Даст большее понимание, что наша страна не стоит на месте, а идет в ногу со временем, предлагая новые привлекательные спортивные инициативы. И здесь для России может быть большой позитивный политический эффект. Про развитие экономики регионов я уже сказал. Кроме того, Игры станут инструментом популяризации здорового образа жизни и вовлечения большого количества наших граждан в водные и другие виды спорта.

− А в России планируется проведение Игр?

− Разумеется. Игры – это необязательно тропические моря. У нас сейчас дилемма − где и как проводить. С учетом специфики водных видов спорта была идея устроить соревнования сразу в нескольких регионах. Где-то яхтинг, где-то дайвинг и т.д. Что-то, допустим, в Мурманске, что-то в Сочи, что-то на Дальнем Востоке. Однако, прорабатывая идеологию и концепцию Игр, мы осознали, что это не набор каких-то соревнований, а это, своего рода, фестиваль спорта с определенным функционалом и своей культурной программой. То есть для максимального зрительского интереса нужна локализация в одном месте. И только это гарантирует атмосферу спортивного праздника. Если говорить о том, где в России с точки зрения погоды и природных условий наиболее комфортно проводить Игры, – это Черное море, Сахалин и Владивосток. 

Теперь, что будет предшествовать Играм. В июле 2020 года планируется проведение Черноморской регаты. Она выходит из Севастополя и приходит в Севастополь, огибая всю южную часть Черного моря. Это самостоятельное мероприятие, но мы договорились с его организаторами, чтобы во время регаты мы бы могли провести еще ряд соревнований по другим видами водного спорта в прибрежных городах Краснодарского края, Крыма, Турции и Болгарии. Например, в Ялте, в Сочи, в Варне. Чтобы это была, скажем так, прелюдия к Океаническим Играм в ноябре, в том числе − для отработки регламентов. Отмечу, организаторы этой регаты являются и энтузиастами проведения Океанических Игр. 

Кстати, есть всего два вида спорта, которыми можно заниматься с малых лет до глубокой старости. Это яхтинг и гольф. Они не предполагают каких-то запредельных требований к физической форме человека и весьма бюджетны вопреки сложившемуся мнению. Так что Океанические игры − это и популяризация возможности заниматься спортом в любом возрасте.

− Тогда почему первые Игры пройдут не в России?

− Объяснение простое. Все дело в готовности принять такие состязания. В тропических странах эти виды спорта являются основными, под них есть вся  инфраструктура. У нас над этим надо еще серьезно работать. Взять те же гостиницы. Так, в приморских регионах мест там катастрофически не хватает. В Сочи места есть, но чрезвычайно дорого. Так что вначале нам предстоит решить проблемы доступности гостиничного сервиса. 

− Будет ли организована трансляция Первых Международных Океанических Игр для российского зрителя? 

− Обязательно. Причем так, чтобы смогли посмотреть все желающие. Трансляция будет вестись через интернет-сайт Игр, через наши дружественные интернет-ресурсы,  возможно, через спортивные телеканалы. Подчеркну − на бесплатной основе, и это наша принципиальная позиция. Разумеется, там будет реклама, но это расходы рекламодателей, а не зрителей.



ИСТОЧНИК: https://www.gosrf.ru/v-sovremennom-obshhestve-est-zapros-na-sportivnyj-ekstrim/